Божидаревич


Божидаревич
, Никола (Bozidarevic, Nikola) Ок. 1460, Кручица близ Дубровника — 1517, Дубровник. Хорватский живописец далматинской школы эпохи Возрождения. Родился в семье живописца Божидара Влатковича, у которого, по-видимому, и получил первые уроки живописи. В 1476 учился у П. Огняновича в Дубровнике, в 1477 отправился совершенствовать мастерство на противоположный берег Адриатики, в Венецию. В дальнейшем в течение примерно 15 лет продолжал работать в Италии, но уже не в Венеции, а в области Марке (более южная часть Адриатического побережья). В 1494 его имя вновь появляется в дубровницких документах: он получает многочисленные заказы на исполнение алтарных образов и полиптихов в различных церквах Дубровника и окрестностей. Творчество Божидаревича демонстрирует особенности становления ренессансной живописной школы в этом уголке славянской земли. Художник преодолевает традиции византийской иконописи, оказавшей сильное влияние на местных мастеров, и, усваивая опыт близких ему по духу итальянских живописцев, создает своеобразные произведения. Первая из документально засвидетельствованных работ, исполненных по возвращении на родину, — триптих для доминиканской церкви в Дубровнике (ок. 1500). В центре изображения — Мадонна с Младенцем, окруженная венком херувимов, на боковых створках — сгруппированные попарно четверо святых. И композиционная схема, и живописное решение следуют еще старым традициям. Фигуры даны на густом золотом фоне, однако сами образы вполне земные по своему обличью. Особенно интересно решена фигура св. Власия — покровителя Дубровника. Седобородый старец в златотканом облачении держит в руках модель города с башнями, крепостными стенами, церквами и монастырями, с бухтой, в которой теснятся корабли. Близость изображенных здесь реалий к подлинному облику Дубровника позволяет говорить о первом городском пейзаже в живописи Далмации. Поздние работы Божидаревича свидетельствуют о совершенствовании живописного мастерства художника. Алтарный образ семейства Джорджичей в доминиканской церкви Дубровника (1513) построен по традиционной для итальянских мастеров композиционной схеме — Святое собеседование. Мадонна и стоящие по сторонам святые изображены в едином реальном пространстве: за фигурами виднеются тонкие стройные деревца и голубые дали пейзажа. По сравнению с предыдущим произведением обогатилась не только общая колористическая гамма, но и каждый отдельный цвет благодаря красочным нюансам приобрел сочность и глубину. Наряду с красным и золотом значительную роль играют оттенки зеленого — от темно-бархатистого до изумрудного, что свойственно венецианской живописи. В треугольном тимпане, венчающем основную композицию, изображено Оплакивание Христа — сцена, также происходящая в пейзаже. В двух частях алтарной картины художник дал временное развитие образа Девы Марии: от юной цветущей девы с ясным круглящимся личиком до исхудавшей поблекшей женщины с запавшими глазами. В исполненном в том же году Благовещении (Дубровник, доминиканская церковь) черты ренессансного восприятия мира выражены еще более наглядно. Художник отказывается от традиционной формы многочастного алтаря, от изображения некоего вневременного предстояния и переходит к передаче определенного события, происходящего в реальной среде. Дева Мария и архангел представлены на открытой террасе. За ними простирается уходящий вглубь приморский пейзаж со скалистым берегом и прибрежной равниной. Пейзаж служит пока лишь фоном, призванным создать поэтический образ действительности. Стремясь к правдивой передаче пространственной глубины, Божидаревич применяет характерное для живописи Возрождения трехцветное построение: более темный и плотный красно-коричневый первый план, более светлый, построенный на зеленоватых тонах — второй и тающая бледно-голубая даль. Последнее из дошедших до нас произведений Божидаревича — полиптих церкви Девы Марии на Данчах в Дубровнике (1517). Традиционная форма многочастного алтаря избрана здесь по желанию заказчика. Художник решил его, однако, как единое целое, спаянное и внутренней духовной связью, и композиционными приемами, и колористическим строем. Резная рама с античной орнаментикой (вазы с цветами, грифоны, маскароны) заключает отдельные части полиптиха в своего рода архитектурное сооружение, выстроенное по законам классического искусства: широкий устойчивый цоколь — пределла с тремя сценами; высокая стройная центральная часть, разделенная на три поля, но связанная арочным обрамлением: в середине Дева Мария с Иисусом и Иоанном Крестителем, по краям — св. Григорий и св. Мартин. Завершает все полукруг люнета с изображением Распятия. Полнокровная пластика фигур, свобода пространственного решения, разнообразие воплощаемых человеческих чувств свидетельствуют о растущей приверженности мастера ренессансным идеалам.
Лит.: Prijatelj K. Dubrovacko slikarstvo XV—XVI stoljeca. Zagreb, 1968.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Божидаревич" в других словарях:

  • Хорватия — (Hrvatska)         Социалистическая Республика Хорватия (Socijalistička Republika Hrvatska), республика в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), в северо западной части страны, омывается Адриатическим морем. Площадь 56 …   Большая советская энциклопедия

  • Возрождение —         Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.